RAILS: Russian Advanced Interactive Listening Series
Films by Marina Goldovskaya The Children of Ivan Kuzmich

Lesson 6: Страна и сталинизм

Use of The Children of Ivan Kuzmich is courtesy of Goldfilms
Marina Goldovskaya, Director and Cinematographer

1. Lesson overview

This is the sixth lesson in a series of nine based on films by Marina Goldovskaya. It is also the first of four lessons based on clips from the documentary film «Дети Ивана Кузьмича». This lesson consists of four parts: История, Детство, Террор and Заключение. The students will watch two clips from the film, read some texts, and complete various activities.

The students will learn how Soviet society of the 1920s was transformed into a totalitarian state of the 1930s; about Lenin’s Political Testament and his opinion about the leaders of the country, including Stalin; about the enthusiasm and major achievements of the Soviet people of the time; about the era of the Great Terror; about communal apartments; and about the Patriarch Ponds neighborhood in Moscow. The students will also work with rhetorical questions in Russian.

2. Lesson objectives

After completing this lesson students will understand the historical, social, and economic context of the Stalinist period including

  1. the events leading to the transformation of the Soviet state of the 1920s into a totalitarian state of 1930s,
  2. the events surrounding Lenin’s Political Testament and the struggle for power in the Communist party after Lenin’s death,
  3. the unprecedented enthusiasm within the Soviet society of the time, and about major achievements,
  4. the era of the Great Terror that peaked in 1937,
  5. the phenomenon of «коммуналки» (communal apartments),

Students will also learn

  1. about the Патриаршиe пруды neighborhood in Moscow, and will recognize and comprehend rhetorical questions that start with «разве».

3. Transcripts of video clips and long audio clips

Clip from page Патриаршие пруды

 

Патриаршие Пруды, самый центр Москвы… После революции все смешалось в этом старом московском центре: роскошные особняки и квартиры уплотнили—они стали коммуналками. В них и жило большинство учеников 110-ой. Отсюда уходили в школу, сюда возвращались.

До поры, до времени они жили весело и беззаботно. Впрочем, разве они одни были тогда по-детски наивны!.. Разве кто-то придавал особое значение не очень известному тогда вождю Иосифу Сталину? Все верили в торжество справедливости и мировую революцию и строили социализм. A построили… нечто жестокое и кровавое… Сталинский тоталитаризм.

Лишь через десятилетия станет понятно, почему в жизнь людей, одновременно с невиданным подъемом, с энтузиазмом великих строек и героических перелетов через полюс, вошли страшные слова: «вредитель», «враг народа». Вот такое у них было детство… веселое и ужасное.

Clip from page Время террора

 

Виктор Фишер—градостроитель. Его отец, Луи Фишер, был известным американским журналистом. Работал в Москве. Его женой стала русская, переводчица Наркомата иностранных дел по имени Маркуша. Семья успела уехать в Америку в 39-ом.

Мама уже боялась, что ее арестуют, т.к. наших соседей арестовали…и люди, которые жили а-а сверху, снизу… там большинство людей вокруг нас были арестованы. Мы чувствовали, что это что-то происходит, что то неладное, что-то плохое.

И это же были в то же самое время чудесные времена а-а, и был восторг, был… открылось метро, было спасение челюскинцев, были полеты через полюс, в Америку. И даже зная, что происходит как бы под, за стенами Лубянки и Кремля, все-таки чувствовали, что дело идет вперед.

А ведь это чувство действительно владело большинством советских людей. Отсюда трудовые подвиги и невиданный доселе энтузиазм, и праздники, праздники, праздники. А между тем, с 37-го года начало свой невидимый отсчет время большого террора.

Clips from page Россия после революции

  1. В начале января 1918 года впервые в истории страны после демократических выборов было созвано Учредительное собрание. Оно должно было решать судьбу страны после свержения монархии и принимать новые законы. Большевики не получили большинства в Учредительном собрании (они получили лишь 25 процентов). После того, как Учредительное собрание отказалось принять советскую власть и советскую конституцию, в зал вошли вооруженные матросы и Собрание прекратило свою деятельность. Оно было распущено большевиками силой.
  2. Большевики начали сталкиваться с протестами сразу после октябрьской революции. В 1918 году началась гражданская война. Среди недовольных режимом большевиков были представители других политических партий и офицеры царской армии. В поддержку Белой Армии выступили также Франция, Англия, Япония и США. Гражданская война продолжалась три года и закончилась в 1921 году победой большевиков.
  3. После революции в стране начался социальный и экономический кризис. Для преодоления этого кризиса большевики использовали серию радикальных мер, известных под названием Военный коммунизм. Центральной мерой была продразверстка, создание государственной монополии на зерно. Зерно забирали у крестьян силой. Были национализированы промышленные предприятия, экономика стала по преимуществу бартерной. В то же время была установлена диктатура коммунистической партии большевиков. Для борьбы с недовольными была создана ВЧК, которая проводила политику «красного террора».
  4. После гражданской войны нужно было восстанавливать экономику страны и сельское хозяйство. На десятом съезде партии Ленин выступил с программой реформ, известной как Новая экономическая политика или нэп. Большевики отменили продразверстку и ввели 10-ти процентный налог на сельскохозяйственную продукцию. Был разрешен мелкий и средний бизнес. Можно было брать в аренду землю. Были введены деньги и снова открыты банки.
  5. Политика нэпа была очень эффективна, и экономика страны начала снова быстро развиваться. Но большевики не хотели развития буржуазных отношений. Партия не хотела, чтобы бизнес получил независимость и власть. Сталин хотел запретить частную собственность и полностью национализировать экономику и ресурсы. В 1928 году он предложил первый пятилетний план (пятилетку). Целью первой пятилетки было увеличение промышленного производства на 235 процентов и производства электроэнергии в четыре раза. В сельском хозяйстве план предусматривал коллективизацию.

Clips from page Экономическая ситуация

  1. После революции в стране начался социальный и экономический кризис. Для преодоления этого кризиса большевики использовали серию радикальных мер, известных под названием Военный коммунизм. Центральной мерой была продразверстка, создание государственной монополии на зерно. Зерно забирали у крестьян силой. Были национализированы промышленные предприятия, экономика стала по преимуществу бартерной. В то же время была установлена диктатура коммунистической партии большевиков. Для борьбы с недовольными была создана ВЧК, которая проводила политику «красного террора».
  2. После гражданской войны нужно было восстанавливать экономику страны и сельское хозяйство. На десятом съезде партии Ленин выступил с программой реформ, известной как Новая экономическая политика или нэп. Большевики отменили продразверстку и ввели 10-ти процентный налог на сельскохозяйственную продукцию. Был разрешен мелкий и средний бизнес. Можно было брать в аренду землю. Были введены деньги и снова открыты банки.
  3. Политика нэпа была очень эффективна, и экономика страны начала снова быстро развиваться. Но большевики не хотели развития буржуазных отношений. Партия не хотела, чтобы бизнес получил независимость и власть. Сталин хотел запретить частную собственность и полностью национализировать экономику и ресурсы. В 1928 году он предложил первый пятилетний план (пятилетку). Целью первой пятилетки было увеличение промышленного производства на 235 процентов и производства электроэнергии в четыре раза. В сельском хозяйстве план предусматривал коллективизацию.

Clips from page Лидеры партии

  1. Товарищ Троцкий отличается выдающимися способностями. Троцкий, пожалуй, самый способный человек в Центральном Комитете. Но он чрезмерно самоуверен и чрезмерно увлекается чисто административной стороной дела.
  2. Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он еще законно считается любимцем всей партии. Но в нем есть нечто схоластическое. Он никогда не учился и, я думаю, никогда не понимал вполне диалектики.
  3. Товарищ Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который отличается от товарища Сталина только тем, что он более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д

Clip from page Речь Ленина

Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которой не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал. Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации – Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Вот почему, как ни клевещут на Россию представители буржуазии во всех странах, а везде в мире слово “Совет” стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих, для всех трудящихся. И вот почему Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире.

Мы хорошо знаем, что у нас еще много недостатков в организации Советской власти. Советская власть не чудесный талисман. Она не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма. Но зато она дает возможность переходить к социализму. Она дает возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством. Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому – верный и потому – непобедимый.

Clips from page Энтузиазм и террор

  1. Мама уже боялась, что ее арестуют, т.к. наших соседей арестовали…и люди, которые жили сверху, снизу… там большинство людей вокруг нас были арестованы.
  2. И это же были в то же самое время чудесные времена, и был восторг, был… открылось метро, было спасение челюскинцев, были полеты через полюс, в Америку.
  3. А ведь это чувство действительно владело большинством советских людей. Отсюда трудовые подвиги и невиданный доселе энтузиазм, и праздники, праздники, праздники.
  4. А между тем, с 37-го года начало свой невидимый отcчет время большого террора.

Clip from page Точка зрения 1

Я родилась в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году, в год, когда умер Сталин, и поэтому об этом времени я узнавала из воспоминаний моих близких родственников: моей мамы, отца, дедушки и бабушки. Я помню, когда я была совсем маленькой, мама рассказывала, что когда умер Сталин, то все сильно плакали, как по родному отцу. Напрямую репрессии не коснулись моих родителей, и они не испытали того страха и ужаса, который испытали многие люди. Родители мои были обычными, простыми людьми, которые много работали, любили, растили своих детей, и были очень счастливы. Они вспоминают, что жизнь была бедной, но счастливой. Они не знали всей правды, и даже половины той правды, они свято верили в Ленина, в Сталина, верили в идею, в свое светлое будущее. А когда родилась моя мама, это было в тысяча девятьсот двадцать седьмом году, ее в церкви нарекли именем Елизавета, но отец (мой дед) сказал: «Нет, она будет Идеей». Это стало ее именем. Сейчас моей маме семьдесят шесть лет. Ее отец был коммунистом и председателем колхоза, а потом он воевал с фашистами, и за Родину, за Сталина дошел до Берлина.

Clip from page Точка зрения 2

А я училась в школе, была пионеркой, комсомолкой. Нам говорили: «Пионеры, за дело коммунистической партии будьте готовы!», и мы дружно отвечали: «Всегда готовы!» Так было, и мы, мое поколение, тоже не знали всей правды.

А потом случилась перестройка. И мы стали постепенно узнавать эти белые пятна истории. Но параллельно с этим шло развенчивание славы героев, на которых мы равнялись и старались быть похожими. А самое шокирующее, конечно, было узнать, каким были на самом деле Ульянов-Ленин и Сталин. Конечно, это страшно, когда царит культ личности, когда из людей делают идолов и «вождей всех стран и народов», и чтобы не скатиться в это прошлое, нужно всегда помнить об этом, и извлечь уроки. Мы пережили тяжелый период истории, и я думаю — не напрасно. И поэтому и сейчас это остается очень актуальной темой в наше время, ведь это важно: каким нам следовать путем, чтобы жить достойно.

Но, к сожалению, мое мнение разошлось с мнением моих родителей, вернее — моей мамы, мой отец не дожил до перестройки. Она против демократии, она преданная сталинистка и считает, что нашей стране нужна сильная власть и порядок. Ну что ж, они прожили свою жизнь в том времени, а нам, нашим детям, внукам – жить сейчас, в другие времена.

License

Icon for the Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License

Russian Advanced Interactive Listening Series: Teachers' Guides Copyright © by Shannon Donnally Quinn; Benjamin Rifkin; Dianna Murphy; Victoria Thorstensson; Nina Familiant; and Darya Vassina is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License, except where otherwise noted.