RAILS: Russian Advanced Interactive Listening Series
Interview with Aleksandr Logunov

Lesson 2: Петр Первый

1. Lesson оverview

This is the second lesson based on an interview with Russian historian Aleksandr Logunov. Students will watch four clips from an interview with Professor Logunov and complete exercises based on those clips. They will also listen to texts about the reign of Peter the Great, and about some of the artistic representations of Peter and his legacy. This lesson consists of four sections: Необычный царь, Образы Петра в политике, Художественные образы Петра, and Заключение.

In this lesson, students will learn the dates of reign of the Russian tsars from Ivan III through Nikolai II. They will learn about some of the major events of Peter’s reign, and about how he differed from the tsars that came before him. They will learn about how some people used the image of Peter for political reasons, and identify how political perspective is reflected in opinions of Peter. Students will also analyze artistic interpretations of Peter. They will organize arguments and evidence by making outlines. They will identify points of view by using inference, and will practice using connectors and new collocations, untangling complicated syntax, and finding clarifications and explanations.

2. Lesson оbjectives

After completing Lesson 2, students will be able to:

  1. identify the chronology of the Russian monarchy
  2. identify major events in Peter the Great’s era
  3. identify topic and concluding sentences
  4. identify evidence that supports parts of an argument
  5. differentiate points of view and the markers of point of view
  6. match connecting words with their contexts
  7. compare what is addressed in two different texts
  8. identify correct collocations
  9. untangle complicated syntax
  10. demonstrate an understanding of meaning based on clarifications and explanations
  11. identify opinions based on biographical information
  12. identify descriptions of and compare opinions about visual art and their relationship to history
  13. match the openings and closings of works of literature

3. Transcripts of video clips and long audio clips

Video clip from page Необычный царь

 

Пётр I, собственно говоря, мифы о Петре I, стали возникать и появляться едва ли не в самом начале его царствования, потому что все в этом царе было непривычно, непохоже на русскую историческую традицию. Он не так ходил, он был слишком высок ростом, он не так одевался, он не так проводил время. Он имел интересы к тем сферам жизни, которым царь… которыми царь не может заниматься. Уже это обрекало его на целую систему мифов, легенд, рассказов – подлинных и мнимых. Первое, в чeм усомнились, — в его царственном происхождении. Конечно, его мать обвинили в том, что она родила Петра не от своего законного мужа, а от одного из служителей двора. Ну это был только первый слух, а дальше пошло больше. Чем более Пётр проявлял себя как неординарная личность на престоле, тем больше рождалось невероятных слухов и легенд. Он уехал за границу, он изучает Европу, он посещает университеты, он посещает парламент, он знакомится с жизнью западных стран, а в России рождается и распространяется слух о таинственной смерти Петра, о том что на самом деле проклятые иностранцы, они подменили нашего подлинного царя. Причём – XVIII век, но как изощренна русская политическая фантазия: возникает даже идея, что немцы там изготовили за границей такую своеобразную механическую куклу, которая передвигается, говорит и действует, как царь, царь ненастоящий.

Video clip from page Екатерина создает образ Петра

Смерть Петра привела к очень острой борьбе за престол. И в этой борьбе за престол близость к Петру Первому оказывалась самым мощным аргументом в доказательстве своих особых прав. Но всех, быть может, превзошла Екатерина II, одна из очень мудрых правительниц конца XVIII века. Она не имела законных прав на русский престол, она пришла в результате переворота; с легитимностью было всe очень зыбко. И тогда Екатерина начинает формировать совершенно новый, особый образ Петра I, претендуя на то, что она как продолжательница его дела имеет гораздо больше прав на престол, чем, может быть, какие-то более близкие по крови родственники. И вот образ Петра кочует, развивается, изменяется. И где он подлинный, где ненастоящий, сказать сложно.

Video clip from page Миф о Петре в ХХ-ом веке

 

И когда мы хотим понять время, то достаточно бывает посмотреть на то, каковы эти мифы, каковы эти устные рассказы. И нам будет ясно, что в политическом деятеле ценят более всего. Смотрите, приближается страшное испытание – Вторая мировая война. И конечно, в Петре I мы начинаем ценить победителя шведов, который чуть ли не чудесным образом избавил страну от шведской угрозы, забывая о том, что война со шведами была одним из самых тяжелых испытаний для Русской империи, нанесшей сильнейший удар не только по продолжительности, по времени (более двадцати лет продолжалась эта война), но и по тому напряжению сил, которых она потребовала. Но то реальная история, а есть красивый… красивые кадры фильма, когда русские чудо-богатыри во главе с Петром идут и легко и свободно побеждают всех противников. Наше время тоже рождает свои мифы и легенды и о исторических деятелях, и о наших современниках.

Video clip from page Художественные образы Петра

Точно так же, как для советских людей, на протяжении большей части советской истории Пётр реальный и Пётр нереальный были вытеснены блестящими художественными образами в начале романа Алексея Толстого «Петр I», а потом фильма «Петр I». И из поколения в поколение студенты, абитуриенты, школьники, они воспроизводили характеристику Петра и петровского времени по этим фильмам, по этим созданным образам. Вот это удивительное свойство и качество жить и существовать в системе мифов, в системе своеобразных интеллектуальных конструкций очень характерно для любого исторического деятеля.

Audio clip from page Петр Первый

Петр Первый, русский царь, а позже император, талантливый реформатор и в то же время очень жестокий человек, родился в 1672 году в Москве. После смерти отца, царя Алексея Михайловича, в 1676 году малолетний Пётр оказался в центре борьбы за власть. Только в середине 90-х годов XVII века власть окончательно перешла к Петру. Петр проявил себя как неординарный и жесткий военачальник, талантливый дипломат и умелый правитель.

Главной целью Петра было завоевать для России выход к морю. Ему удалось победить турок и взять город Азов (1695-1696) — выход к Черному морю, а затем –одолеть шведов в Северной Войне (1700 – 1721). На отвоеванной у шведов территории Петр основал город Санкт-Петербург (1703). В честь победы над Швецией в ноябре 1721 года Российский Сенат провозгласил Петра императором России.

В 1697 году Петр направил в Европу Великое Посольство, чтобы изучать различные технические и морские дисциплины. Cам Петр был в составе посольства инкогнито и лично изучал искусство кораблестроения и другие науки и ремесла. После этой поездки Петр окончательно убедился, что Россия должна быть преобразована по европейскому образцу.

В 1703 году на берегах реки Невы начали строить новый город. Тысячи крестьян погибли при строительстве Санкт-Петербурга, но уже к 1712 году Петр перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

За время своего правления Петр провел значительные реформы. Он реорганизовал русскую армию и создал мощный флот. Кроме этого, он провел глубокие государственно-административные, культурные и денежную реформы, создал основы национальной промышленности. При этом он твердо противостоял сильной оппозиции внутри страны и жестоко подавлял восстания. Петр продолжает оставаться неоднозначной фигурой в русской истории: одни считают, что он заложил основы модернизации России, другие полагают, что своими, чуждыми для страны, реформами он предал русские традиции.

Audio clip from page Структура текста

Петр Великий не был похож на своих предшественников. Народ видел московских царей только во время праздников в церковной обстановке, наряженных в роскошные, неудобные одеяния из золотой парчи. Петр не любил парадных дворцовых церемоний и напыщенных пустых речей. В обычное время он одевался очень скромно.

Предшественники Петра считали недостойным для себя заниматься каким либо трудом. Петр любил труд и умел трудиться. Он обладал редкой физической силой: легко разгибал руками подковы и выковывал железную полосу в несколько пудов весом. Петр знал многие ремесла и охотно занимался физическим трудом.

Он отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. Русские цари проводили значительную часть времени в церквах или выслушивали длинные молитвы в своих комнатах. День Петра начинался в пятом часу утра. Встав с постели, Петр около получаса ходил, чтобы размять ноги. Затем он садился слушать дела, которые ему читал секретарь. После легкого утреннего завтрака Петр в экипаже или верхом, а в хорошую погоду пешком, отправлялся в город. В это время его высокую фигуру можно было увидеть в самых различных местах столицы. Он посещал корабельную верфь, заводы, мастерские, учреждения. После обеда Петр обычно снова садился заниматься делами, а затем работал на токарном станке в своей мастерской. Вечером Петр часто уходил в гости. Он посещал не только дома своих придворных, но запросто заходил к купцам, мастерам, матросам. Все это было совершенно необычным для начала XVIII в.

Audio clip from page Синтаксис

И конечно, в Петре I мы начинаем ценить победителя шведов, который чуть ли не чудесным образом избавил страну от шведской угрозы, забывая о том, что война со шведами была одним из самых тяжелых испытаний для Русской империи, нанесший сильнейший удар не только по продолжительности, по времени (более двадцати лет продолжалась эта война), но и по тому напряжению сил, которых она потребовала.

Audio clips from page Мнения о Петре

  1. С Петра I начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует.
  2. Рабочему классу суждено завершить у нас великое дело Петра: довести до конца процесс европеизации России. Но рабочий класс придаст совершенно новый характер этому делу, от которого зависит самое существование России как цивилизованной страны. Начатое когда-то сверху, железной волей самого деспотичного из русских деспотов, оно будет закончено снизу, путем освободительного движения самого революционного изо всех классов, какие только знала Россия.
  3. Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу.
  4. К великим своим намерениям премудрый монарх предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в отечестве и людей искусных в высоких науках, также художников и ремесленников размножить. … Тогда отворились широкие врата великия России; тогда через границы и пристани, наподобие прилива и отлива, в пространном Океане бывающего, то выезжающие для приобретения знаний в разных науках и художествах сыны российские, то приходящие с разными искусствами, с книгами, с инструментами иностранные беспрестанным текли движением.
  5. Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы. Средства, им употребленные, были грубые и вещественные: но не забудем, что силы духовные принадлежат народу и церкви, а не правительству; правительству же предоставлено только пробуждать или убивать их деятельность каким-то насилием, более или менее суровым.

Audio clips from page Интерпретации картин

  1. На первой картине, скорее всего относящейся к 17 веку, Петр изображен как «богопомазанный» царь. Над ним витает ангел-хранитель и как бы направляет его деяния и защищает его. В этой картине подчеркивается «Божественная» власть, данная императору свыше. (pause) На первом полотне Петр представлен как мифологическая фигура на фоне сражения, которое может символизировать ход истории и борьбу народов за место под солнцем. Петр является нам победителем, творцом истории, о чем свидетельствует ангел, трубящий во славу российского царя.
  2. Второй же образ, разительно отличается от такой интерпретации царя. Здесь мы видим царя-градостроителя, деятельного, стремительного, меряющего огромными шагами землю. Фигура царя почти непропорционально велика, он выше своих помощников, он возвышается над силуэтом строящегося города, он неудержимо движется вперед. (pause) Вторая картина более реалистична. На ней мы видим Петра в реальной жизни, воплощающим свои планы (северная природа и берег реки явно указывают на место строительства Санкт-Петербурга). Картина замечательно передает быстрое и стремительное движение Петра вперед, навстречу прогрессу и будущему.
  3. Второй же образ, разительно отличается от такой интерпретации царя. Здесь мы видим царя-градостроителя, деятельного, стремительного, меряющего огромными шагами землю. Фигура царя почти непропорционально велика, он выше своих помощников, он возвышается над силуэтом строящегося города, он неудержимо движется вперед. (pause) Вторая картина более реалистична. На ней мы видим Петра в реальной жизни, воплощающим свои планы (северная природа и берег реки явно указывают на место строительства Санкт-Петербурга). Картина замечательно передает быстрое и стремительное движение Петра вперед, навстречу прогрессу и будущему.

Audio clips from page Памятник Петру Михаила Шемякина

  1. Этот памятник я делал не для Петербурга, а для себя. Эскизы мы задумывали и вычерчивали вместе с Владимиром Высоцким. Он играл арапа Петра Великого и так же обожал Петра, как я. Высоцкий увидел у меня на столе посмертную маску Петра I, которую снял Растрелли, схватил ее, прижал к своему лицу и сказал: «Вот каким я его вижу». И мы с ним стали фантазировать, каким же образом создать эту скульптуру. Так что она очень давно была задумана, и реализована давно, и отлита в бронзе для моего парка скульптур.
  2. М. Шемякин продолжил серию скульптурных изображений Петра. Петр – триумфатор перед Михайловским замком: император Третьего Рима, чем-то похожий на капитолийского Марка Аврелия в Первом Риме. Петр – победитель перед зданиями Синода и Сената, чем-то похожий на Георгия Победоносца на коне: Цезаря Второго и Третьего Рима. Но Петра жестокого и деспотичного еще не было в Петербурге, и М. Шемякин поставил его около тюрьмы, в которой томился и погиб сын Петра Алексей… Его Петр напоминает «восковую персону» Петра, царствующую и по сей день на противоположном берегу Невы в остатках первого, петровского Зимнего дворца у Зимней канавки».
  3. Второе сомнение: почему Петр без парика? То есть, почему его образ непривычен и, якобы, не торжественен, то есть не официален? Мне кажется, что это прекрасно. Петр Первый, которого мы знаем по таким классическим изображениям, как „Медный Всадник” и другим, — это император, стоящий на постаменте, то есть, поднятый над нами. В парике, в регалиях, во всей императорской красе и грозности. ПЕТР ПЕРВЫЙ Шемякина не будет поднят на пьедестал. Он будет сидеть внизу, на очень невысоком постаменте. Этим он как бы приближен к нам. Он как бы становится интимным. Я знаю творчество Шемякина в течение десятков лет. Петербург и Петр — его постоянные герои. Таким образом, личный момент в этой скульптуре является естественным для Шемякина. Но с другой стороны, маска, обнаженная голова Петра, погружена или вернее воздвигнута над телом странным, как бы голым, и вместе с тем, декорированным. Таким образом, Петр становится с одной стороны интимно приближенным к нам, как бы нашим, а с другой стороны его фигура гротескна и страшна, и, мне кажется, что в этом есть острота пластической находки скульптуры Шемякина. Это не снижение образа, это просто перевод образа из плоскости официальной в плоскость личную.

Audio clips from page Наследие Петра: Петербург

1.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.

2. Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен?

3.

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

4. Если же Петербург не столица, то – нет Петербурга. Это только кажется, что он существует. Как бы то ни было, Петербург не только нам кажется, но и оказывается – на картах: в виде двух друг в друге сидящих кружков с черной точкою в центре; и из этой вот математической точки, не имеющей измерения, заявляет он энергично о том, что он – есть: оттуда, из этой вот точки, несется потоком рой отпечатанной книги; несется из этой невидимой точки стремительно циркуляр.

5. Когда Петерсу исполнилось шесть лет, бабушка взяла его в гости на елку. Дети там были проверенные, без заразы. Петерс шел по снегу так быстро, как мог, бабушка за ним еле поспевала. Горло у него было туго стянуто белым шарфом, глаза блестели в темноте, как у кота. Он спешил дружить. Начиналась прекрасная жизнь. В большой жаркой квартире пахло хвоей, сверкали игрушки и звезды, бегали чужие мамы с пирогами и кренделями, визжали и носились быстрые ловкие дети. Петерс встал посреди комнаты и ждал, когда начнут дружить. “Догоняй, пузан!” – крикнули ему.

4. Additional resources

5. Appendix

song lyric:

Полтава

Было дело под Полтавой,
Дело – славное, друзья!
Мы дрались тогда со шведом
Под знаменами Петра.
Мы дрались тогда со шведом
Под знаменами Петра.

Наш могучий император,
Память вечная ему,
Сам ружьем солдатским правил,
Сам и пушку заряжал.
Сам ружьем солдатским правил,
Сам и пушку заряжал.

Вот одна злодейка пуля
В шляпу царскую впилась.
Царь снял шапку, перекрестился,
Снова в битву поскакал.
Царь снял шапку, перекрестился,
Снова в битву поскакал.

Вдруг еще злодейка пуля
Впала в царское седло.
Конь не дрогнул от удара,
Но быстрее поскакал.
Конь не дрогнул от удара,
Но быстрее поскакал.

Вот еще шальная пуля
Угодила ему в грудь.
Император покачнулся,
Император не упал —
На груди его широкой
Чудотворный крест лежал.

License

Icon for the Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License

Russian Advanced Interactive Listening Series: Teachers' Guides Copyright © by Shannon Donnally Quinn; Benjamin Rifkin; Dianna Murphy; Victoria Thorstensson; Nina Familiant; and Darya Vassina is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License, except where otherwise noted.